Як-1 ( фронтовой истребитель )

В творческом соревновании конструкторских бюро, разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители, большого успеха добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный им опытный истребитель И-26 отлично прошел испытания и под индексом Як-1 был принят в серийное производство.
По схеме Як-1 – низкоплан, один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес – 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных хромансилевых труб, обшивка носовой части дюралевая, хвостовой – полотняная. Крыло площадью 17,15 м2 деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения - дюралевый, обшивка – полотно. Бортовое вооружение – одна пушка ШВАК калибра 20 мм для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей. В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Як-1М – одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943 году в двух экземплярах: опытный экземпляр №1 и дублер. Двигатель на экземпляре №1 – ВК-105ПФ мощностью 1180 л.с. с винтом ВИШ-61П, а на дублере – тот же двигатель, но форсированный по наддуву с 1050 до 1100 мм рт. ст. с винтом-автоматом ВИШ-105СВ. Мощность увеличилась до 1240 л.с. Як-1М был самым легким и маневренным истребителем в мире для своего времени. В нем был воплощен весь опыт конструкторской работы ОКБ по истребителям «Як» предшествовавших типов. Общий стиль конструкции был сохранен, но вся она пересмотрена и пересчитана в сторону максимального снижения массы, уменьшения габаритов и улучшения аэродинамики. Площадь и размах крыла уменьшены соответственно на 2,3 м2 и на 0,80 м и составляли 14,85 м2 и 9,20 м при прежних размерах фюзеляжа. Полотняная обшивка фюзеляжа заменена фанерной. Произведена тщательнейшая отделка крыла и всего самолета. Стойки шасси удлинены на 100 мм и увеличен ход поршней до 180 мм, что обеспечило идеальную амортизацию при самых грубых посадках. Водорадиатор глубоко утоплен в фюзеляж. Маслорадиатор перенесен из-под мотора в крыло. Входные отверстия в туннеле двух маслорадиаторов расположены в носке крыла с обеих сторон капота. Запас бензина был уменьшен на 30 кг и составлял 275 кг, а масла – 20 кг. Вооружение: на экземпляре №1 – одна пушка ШВАК и один пулемет УБС, а на дублере – одна опытная пушка ША-20М и два синхронных пулемета УБС. В результате осуществления указанных мероприятий полетная масса снизилась до 2655...2660 кг, а летные качества существенно улучшились.
Первый экземпляр Як-1М был закончен 15.02.1943 и проходил заводские испытания с 28 февраля по 7 июня (летчики А.К.Кокин и П.Я.Федрови), госиспытания – с 7 июня по 7 июля и вторично 21...23.07.1943 для проверки возможности форсирования двигателя до мощности 1240 л.с. Дублер, выпущенный 17.09.1943, проходил заводские испытания 20...30 сентября (летчик П.Я.Федрови) и госиспытания 6...15.10.1943. Летчик А.Г.Прошаков, развил скорость у земли 570 км/час, на высоте 4300 м – 651 км/час, время виража 17 сек, дальность до 900 км. Оценка была блестящая: Як-1М прошел госиспытания быстро и успешно и был рекомендован в массовое производство взамен Як-1 под маркой Як-3. Первые серии Як-1 имели характерную особенность в своей схеме и внешнем виде – пологий гаргрот от кабины летчика до киля. Гаргрот улучшал аэродинамические формы самолета, но несколько ограничивал обзор назад. В дальнейшем по предложению фронтовиков серийные самолеты Як-1 имели пониженный гаргрот и видоизмененный фонарь кабины. Конструкторский коллектив внес еще некоторые улучшения, благодаря которым был уменьшен взлетный вес машины (он стал равен 2660 кг) и повысились ее летные качества. Этот вариант истребителя называли Як-1М. Самолеты конструкторского бюро А.С. Яковлева – Як-1, Як-3,Як-7,Як-9 составляли основной парк истребительной авиации в период Великой Отечественной войны. Их отличительными качествами были меньший, чем у других машин такого назначения, вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования. До конца войны заводы дали фронту более 36 тыс. самолетов «Як» различных модификаций – от Як-1 до Як-9ДД.

Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса пустого / взлетная , кг
Двигатель
Максимальная скорость на высоте / у земли, км/час
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение
1940
10,00
8,48
1,70
17,15
2410 / 2703
поршневой М-105ПФ (1180 л.с.)
592 / 531
850
926
10000
1
20-мм пушка ШВАК
и два 7,62-мм пулемета ШКАС;
200 кг бомб
 
Авиация

Артилерия

Стрелковое оружее